Суббота, 27.04.2024, 23:29 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2012 » Июнь » 5 » Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
10:54
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки

у детей дошкольного возраста

А.В. Гашинская, воспитатель первой категории

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам  и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Умение расслаблять мышцы тела;
  • Самоконтроль за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки у дошкольников  является формирование навыков правильной осанки: при сидении на стуле, за столом, при ходьбе.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки я провожу по утрам, перед сном, после, перед занятиями.

Воспитание ощущений нормальной осанки у детей приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью я  использую: 

·         Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью воспитателя её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, или в нашем варианте - дверь). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Ему предлагаю  различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, «шляпки»), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по канату, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Провожу  и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия провожу перед  дневным  сном и после. Для этого использую мячи - ежи, дорожки здоровья, игру «Подними игрушку с пола ногами» и др.

Немаловажную роль в профилактике нарушений осанки играет  дыхательная и релаксационная  гимнастики. Так как для сохранения правильной позы важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела.  В своей работе я использую упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха, выдоха, носового дыхания; релаксационные упражнения для рук, туловища, ног, шеи, органов артикуляции. Особенно детям нравится игра «Угадай, кто идет по мостику, по дорожке». Игра проводится в кроватках перед дневным сном  и после.   Ребенок ложится на животик и должен угадать кто идет по дорожке. В это время я провожу по его позвоночнику, например, массажной губкой. А если ребенок выгнет спинку, то уже получится мостик.

Также всегда  слежу за  позами  детей при сидении, стоянии, ходьбе  во время занятий, приеме пищи, прогулок, в свободной деятельности,  к чему привлекаю и родителей. Так как только совместными усилиями, занимаясь  здоровьем ребенка сейчас, мы закладываем надежный фундамент на годы вперед.

Просмотров: 757 | Добавил: director | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]