Суббота, 04.05.2024, 17:58 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2012 » Февраль » 17 » Патриотическое воспитание как условие успешной социализации дошкольников
07:36
Патриотическое воспитание как условие успешной социализации дошкольников

Патриотическое воспитание как условие успешной социализации дошкольников

 

Е.А.Беседина, Почетный работник общего образования старший воспитатель

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение Тисульский детский сад №3 «Радуга» п.Тисуль

Статья об  опыте работы муниципального дошкольного учреждения по  патриотическому воспитанию на основе краеведческого материала.

Явления социальной патологии в молодёжной среде: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид – стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности.

Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. В настоящее время предлагается много путей и способов нравственно-патриотического воспитания, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.     

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт. Он должен думать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показать связь родного посёлка со своей страной. А самое главное чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С. Лихачёва: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувств любви к Родине формулируются  одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи. Мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами, экспозиций в музеях для дошкольников, да и самих краеведческих  музеев. И часто задача, поставленная в программе, воспитывать в ребёнке с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, посёлку, Родине решается формально.

 Мы живём и работаем в небольшом районном посёлке Тисуль.  Край наш богат своей историей, традициями, его населяет интересный народ.

Поэтому педагогический коллектив МДОУ Тисульского детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением нравственно-патриотического направления развития воспитанников №3 «Радуга» считает своей задачей

 донести до воспитанников самобытность родного края, его историческое прошлое,

             познакомить детей с родным посёлком и областью,

            сформировать эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру,

            воспитать чувство гордости и уважения к своим землякам.

С этой целью мы разработали программу нравственно-патриотического воспитания «Маленький тисульчанин», в которой идея воспитания детей на краеведческом материале вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, пронизывая все её направления.

Основные формы ознакомления с учебным материалом: занятия, занятия-экскурсии, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, беседы, практическая деятельность. Занятия проводятся по 20- 30 минут. Во 2 младшей, средней и старшей группах   два раза в месяц, в подготовительной группе еженедельно по одному занятию.

При работе над программой «Маленький тисульчанин» мы придерживаемся следующих педагогических принципов:

 

  • Принцип единого психологического пространстваЭто объединение разноплановых занятий в одно целое, с приданием  им общего смысла. Соединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создаёт возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы.
  • Принцип гуманизации

Включает в себя умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшее общечеловеческое понятие – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  • Принцип интегративности

Это сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными  особенностями посёлка и области; тесное сотрудничество с  Тисульским краеведческим музеем.

  • Принцип дифференциации

Подразумевает создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

  • Принцип наглядности

Это широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, исторических зданий, достопримечательностей,

      портреты Почётных граждан посёлка.

  • Принцип последовательности

Предполагает планирование изучаемого материала познавательного характера последовательно, в определённой системе.

  • Принцип занимательности

То есть изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала,

он предполагает подачу материала по тематическим блокам:

1.      блок - Мой дом, моя семья.

2.      блок - Мой детский сад

3.      блок - Мой посёлок

4.      блок - Район, в котором я живу.

5.      блок – Кузбасс – жемчужина России.

6.      блок - Россия – наш общий дом.

Итак, реализация  программы «Маленький тисульчанин» осуществляется через тематические блоки.

Посмотрим, как представлен в программе блок «Мой дом, моя семья».

Начиная свою программу этим блоком, мы руководствовались словами Василия Александровича Сухомлинского «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца». Патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю.

Во 2 младшей группе блок представлен темами

«Я и моя семья»,

«Праздник моей семьи»,

 «Мой папа – водитель».

Организуются следующие виды деятельности:

сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»,

конструирование – моделирование из геометрических материалов «Мама, папа, я – моя семья»;

В средней группе раскрываются темы:

«Я – член семьи»,

«Мой дом, моя семья».

При этом проводятся

рисование «Мой дом», «Моя семья»;

беседы «Моя любимая игрушка (книга, животное в доме)»

Вместе с родителями организуется совместный труд «Посажу деревце» и

фольклорный праздник «Осенины».

 Оформляется фотоальбом « Я и моя семья».

В старшей группе блок «Моя семья, мой дом» представлен темами занятий

 «Я и моя семья»,

«Наши имена и фамилии».

Эти темы занятий продолжают своё развитие в других видах деятельности:

рисование «Моя семья»,

беседа «Где мы отдыхали летом»,

сюжетно-ролевая игра «Семья»,

чтение стихотворения Якова Акима «Моя родня»; работа над понятием «родня»,

обсуждение ситуации из жизни семьи.

В подготовительной группе предусмотрены следующие темы занятий:

Работа над понятием «семья». Разгадывание ребуса «7я».

Мужчины и женщины в семье.

Правила и законы в семье.

Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

Воплощая принципы единого психологического пространства, развиваем представленные темы на занятиях

математикой - «Семейный бюджет»,

ИЗО – «Мой дом – моя крепость»,

 в беседах с детьми  об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Вместе с родителями дети создают родословное древо,

панно «Моя семья»,

«Герб семьи»,

 организуют выставку поделок «Руками детей и родителей»

Считаем, что подобное планирование изучаемого материала обеспечивает последовательность, увлекательность и гуманизацию познавательной деятельности наших воспитанников.

 

Обратимся к блоку «Мой посёлок». Планируя его, мы ставим задачу показать ребёнку, что родной посёлок неповторим. Здесь своя природа, свои традиции и свой быт.

Какие сведения и понятия о родном посёлке способны усвоить дети? 

  • Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближних улицах: школа, предприятие, магазин, ветлечебница, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего посёлка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и посёлок, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок осознает, что труд объединяет людей.

 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Во второй младшей группе блок «Мой посёлок» представлен темами занятий:

 «Мой родной Тисуль. Я - тисульчанин»

«Мы были на празднике День Победы».

Параллельно выполняются

строительная игра «Моя улица»,

рисование «Украсим посёлок шарами»,

аппликация «Флажки к празднику Победы»

В средней группе проходят занятия

«Я – житель улицы Терешковой»;

 «Мой адрес»;

«Транспорт посёлка»;

 знакомство с традициями.

Проводятся экскурсии

 к месту жительства некоторых детей;

 по улицам Терешковой, Титова, выясняются, в честь кого названы эти улицы. Праздник бабушек и мам.

Конструирование машин различного назначения.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

В старшей группе предлагаются темы занятий:

Мой родной Тисуль.

История посёлка.

Памятные места родного посёлка.

Люди, прославившие Тисуль.

Организуются экскурсии  в парк;

 по посёлку на автобусе «Старинные здания Тисуля»;

 в ТСШ №2.

Предусматривается изготовление альбома «Природа моего края».

Праздник «День защитника Отечества» с приглашением гостей.

В подготовительной группе

целевая прогулка по улице Терешковой (история улицы, достопримечательности)

экскурсия в школьный кабинет географии Рассказ учителя об истории Тисуля (местоположении, особенности застройки, развития, прошлое);

экскурсия «История улицы Ленина»;

экскурсия на предприятие ОАО «Тисульавтодор»

викторина «Люби и знай свой край»

рисование на тему «Мой посёлок»

Занятия на темы:

Исторические места посёлка.

В их честь названы улицы ( улицы Г.Поповой, Трухницкой, Смышляева, Леонова и др.)

Встречи с интересными людьми.

 

Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, мы подводим их к пониманию, что наш посёлок, район – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие пекут хлеб, перевозят грузы, строят дороги и т.д.)

- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защищавших её от врагов;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

           Как видно из приведённых разделов, программа предусматривает неоднократное обращение к одной и той же теме, что способствует развитию у детей  внимания  и длительному    сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, и ИЗОдеятельностью.

            Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых  приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Вот почему каждая тема   подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое  рисование).

 Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

Периодически в течение года, проводятся занятия, на которых воспитатель выясняет, как дети усвоили  ту или иную тему. Такие занятия проводятся методом среза знаний детей по определённой теме, в форме викторины, конкурса чтецов, участия детей в спортивных мероприятиях.

Для проверки знаний и выяснения отношения детей к  изучаемым событиям  используем изобразительную деятельность дошкольников, выставки детских рисунков на различные темы.

Диагностика детей, с которыми проводится работа, показала, что у них появился интерес к краю, где они живут. Этот интерес проявился в детских рассказах, рисунках, от  детей он передается и родителям.

Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края появились.

Литература:

1.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. «Молодая гвардия»,1979г.

2. Маханёва М.Д. Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.

    М. «ТЦ Сфера», 2005г

3.Кушникова М.М. Остались в памяти края. Кемеровское книжное издательство,1984г

4.Капманов В.А. Тисуль. Кемеровское книжное издательство.1983г.

5.Сборник Земля героев. Кемеровское книжное издательство,1978г.

6. Наумов Н. Паутина. Очерки и рассказы. Кемеровское книжное издательство,1988г.

Просмотров: 3401 | Добавил: director | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]