Активные формы работы с детьми по воспитанию
безопасного поведения
О.В. Бурцева, воспитатель первой категории
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным
системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному
самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в
дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный
опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к
школьному обучению.
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и
трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.
Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными,
безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому
обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных
ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно
сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности
для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста».
Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести
себя в различных ситуациях.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила
мне основанием для выбора данной темы.
Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни
ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков
осознанного безопасного поведения.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать
потребность и желание приобрести новые знания о правилах
безопасного поведения.
2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил
безопасного поведения.
3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей,
бережное отношение к окружающему миру.
5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного
поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.
Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все
виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания
ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх
и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных
областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не
только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными
трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о
необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного
поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером
для подражания.
Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в
повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных
ситуациях.
Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного
поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия:
тренинги - «Минутки безопасности» - их повседневность»; семинар-практикум
для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем»; «круглые
столы»: «Безопасность детей младшего дошкольного возраста», «Игра – не
забава»; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о
правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями»,
«Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с
огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме
ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту,
папка-передвижка «Сказочная безопасность», уголок безопасности; развлечение
«Дорога – это опасно!»; выставки художественно-продуктивной деятельности детей
и взрослых.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем
в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного
поведения.
Данная работа ведется через:
- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы
воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы,
дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники,
развлечения;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий
развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного
тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут
познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную
тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций,
разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок,
пословиц).
В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской
деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее
значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие
опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей
в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре
события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с
миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.
Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного
воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно
поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но
отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные,
настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное
решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного
поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей.
Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои
воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У
каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные
выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый
материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к
сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то
новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется
столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской
художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей»,
«Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все
необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.
Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и
дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям
закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и
действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие
режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у
наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть
осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у
от¬крытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при
возмож¬ных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине,
в лифте, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наи¬более
типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обра¬щая их внимание на
недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.
Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у
детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В
книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности
детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской,
«Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В
уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.
Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени
и отчества родителей.
Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного
поведения.
Лучший урок безопасного поведения
– это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с
детьми игре «Парикмахерская».
Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом
уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми
правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные
ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами;
ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода
"уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если...?» Вопросы такого
типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в
той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение
детей. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими
сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят”, игры «Если возник
пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь»,
«Больница».
Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения
ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности:
например, игровое занятие «В мире опасных предметов».
Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с
шутками и забавами.
Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать
минимальным.
Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома
для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных
опасных ситуациях.
Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на
то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной
ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников –
развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на
физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках:
пальчиковых, дыхательных и др.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя.
Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний
полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила
поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при
пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми
людьми предлагаем детям специально подготовленные игры –
драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о
животных с благополучным окончанием.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности
для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые
плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться
правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах
(бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие
инструменты).
Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций
познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми
нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем
соответствующую детскую литературу: "Кошкин дом” С. Маршака,
"Путаница” К. Чуковского, "Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании
основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего,
связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую
активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению
этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей
этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое
отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль
педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в
социальный мир.
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех
источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития
ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности
(для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную
информацию и многократно проводить с ними практические занятия по
безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого
различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь
познавательнее, интереснее и безопаснее.
Литература
1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность./ Н.Н. Авдеева,
О.Л., Князева Р.Б. Стеркина Спб.: Детство-Пресс, 2004. – 144
с..
2. Лобашкина, В. А., Яковлев, Д. Е. Безопасность дорожного движения. Программы
для системы дополнительного образования детей. / В.А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев
М.: Просвещение, 2009. – 48 с..
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. / К. Ю. Белая
М.: Просвещение, 2006. – 94 с.. |